Как движется холодный и тёплый воздух вдоль земной поверхности

Фотоснимки отдельных участков земной поверхности, получаемые с искусственных спутников, в научных исследованиях и народнохозяйственной практике используются широко. Они бывают черно-белыми или цветными и как общего характера, так и с заранее заданными особенностями. Например, геологам нужны снимки, на которых хорошо видны горные структуры, агробиологам – характер растительного покрова, океанологам важно увидеть прозрачность воды и рельеф морского дна, метеорологам – четкое изображение облачного покрова и т.д. Часто возникает необходимость монтировать отдельные снимки сопредельных участков земной поверхности в единое фотоизображение более обширной территории. В таких случаях используют только снимки, полученные всего в течение нескольких часов или одних суток, то есть в строго ограниченный период времени. Большую информацию о природных процессах дают серии фотоснимков одного и того же участка земной поверхности. При этом съемка производится последовательно через равные промежутки времени.

На космических снимках косвенно изображаются и такие объекты или явления, которые невидимы. Например, по характеру облачности, хорошо просматриваемой на снимках, можно уверенно судить об особенностях воздушной массы, ее движении, изменении. Приведем для примера снимок, полученный 18 января 1973 года с русского метеорологического спутника «Метеор-10». На нем изображен зимний муссон. Холодный и сухой воздух сибирского антициклона движется в сторону океана широким и мощным потоком. Оказавшись над сравнительно теплой водной поверхностью, он насыщается влагой. Образуются конвективные облака. Они вытягиваются в гряды в направлении воздушного потока. И чем дальше в океан уходят воздушные массы, тем влажнее, теплее и тяжелее они становятся и поэтому теряют скорость. Облака становятся массивнее. Континентальный воздух приобретает черты морского.

Неравномерность нагревания земной поверхности Солнцем обусловливает существование воздушных масс с неодинаковыми свойствами. Зоны их взаимодействия называют атмосферными фронтами. В начальной стадии фронтального раздела между теплым воздухом и холодным воздухом эта зона в плане выглядит прямолинейно. Такая статическая ситуация возможна, только когда начинают проявляться различия соприкасающихся воздушных масс. По мере увеличения различий в температуре и плотности этих воздушных масс получают развитие динамические процессы.

Более холодный, а потом и более плотный воздух начинает подтекать под теплый и менее плотный воздух, вытесняя последний вверх. В этой стадии образуется слаборазвитая волна на фронте. При дальнейшем движении холодного воздуха в освобождающееся пространство устремляется теплый воздух. На фронте возникает хорошо развитая волна. Движущиеся воздушные массы испытывают на себе действие силы Кориолиса. Появляются первые признаки циркуляции, которая в северном полушарии направлена против часовой стрелки.

Зона, где холодный воздух движется в сторону теплого, называется холодным фронтом, а зона, где теплый воздух движется в сторону холодного, – теплым фронтом. Холодный фронт, постепенно поворачиваясь против часовой стрелки, сближается с теплым. Эта стадия характерна для молодого циклона, когда холодный воздух занимает зм территории, занятой циклоном.

Дальнейшее сближение фронтов приводит к их смыканию, которое начинается от точки излома. Так образуется фронт окклюзии с четко выраженным завихрением. Это соответствует стадии максимального развития циклона и начала его окклюдирования. Продолжение процесса окклюдирования приводит к окончательному вытеснению теплого воздуха вверх и полному окклюдированию циклона, и теплый фронт у земной поверхности исчезает. С этого момента циклон, как правило, быстро ослабевает и разрушается, то есть воздух над данной территорией становится однородным, относительно холодным.


Интересное по географии:

Структура циклона и направление движения
Изучение снимков земной поверхности в умеренных широтах
Рассматривая фотокарты Западной Европы
Различные типы суши и воды на снимках
Изучение ледового океана по водной фотокарте
Изображения растительности на картах
Как выглядит растительность на фотографиях

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков