Изучение природы родного края на уроках географии

Кинокольцовки делаются в тех случаях, когда надо показать какое-либо конкретное явление, и лучше, чтобы при демонстрации оно повторилось несколько раз. Например, ориентирование по Солнцу посредством гномонов при многократном показе становится понятнее. Поэтому лучше выбранное явление снять как вполне законченную тему на коротком отрезке кинопленки. Концы пленки склеиваются, и получается замкнутое кольцо. При демонстрации процесс повторяется сколько угодно раз, и это позволяет объяснять недопонятые элементы.

Кинофрагмент представляет собой законченный тематический обзор какого-либо объекта или эпизод какого-нибудь процесса, который демонстрируется в течение нескольких минут. Например, в качестве кинофрагментов могут сниматься и потом показываться на экране географического кабинета следующие темы: «Рельеф нашей местности», «Родники и колодцы», «Вешние воды», «Работа ручья», «Наша река», «Болота и озера», «Погожий день», «Ненастье», «Сад и огород», «Лес», «Поле» и т.д.

Многоплановая киносъемка с продолжительностью демонстрации около 10 минут и более представляет собой уже короткометражный фильм. Иногда такой фильм делается в нескольких частях. Примерная тематика: «Ориентирование в нашей местности», «Леса нашего района», «Весенние полевые работы», «Уборка урожая», «Наши механизаторы», «Новое в животноводстве», «Дела рабочих рук», «Использование природных стройматериалов» и т. д. В городских условиях тематика самодельных кинофильмов должна отражать характер промышленного производства, деятельность научных, культурно-просветительных, коммунальных и других учреждений. Самодельные кинопособия делают необычайно привлекательным для учеников экран географического кабинета и обогащают преподавание географии в школе.

Географический кабинет в школе, как уже отмечалось, не должен превращаться в выставочный павильон или музей. Но учитель географии всегда имеет желание показать то интересное, что собрано учениками под его руководством за годы неутомимого творческого поиска как по географической характеристике родного края, так и по общегеографическим проблемам. Такое стремление должно всячески поощряться, ибо наглядные средства пропаганды географических знаний среди учащихся и населения прилегающего к школе района особенно эффективны. Что же касается конкретных форм и места показа географических экспозиций, то опытом многих школ давно уже указан путь организации общешкольных географических уголков, выставок и даже музеев в вестибюлях, коридорах, рекреациях, а иногда и в отдельных комнатах школьных зданий.

Во многих случаях еще учителя географии ограничиваются организацией отдельных стендов или планшетов, которые вывешиваются в школьных коридорах. Это, как правило, стенды «Наблюдение природы», «Новости географии», «У карты мира». «Новостройки», а также стенгазеты географического кружка. Но в последние годы в школах различных городов и сел получают распространение целенаправленные по содержанию многоплановые географо-краеведческие выставки. В их организацию вовлекаются большие коллективы учащихся, которые собирают нужные материалы, оборудуют и оформляют стенды и витрины. Еще более интересная работа развертывается, когда выставка создана и у ее экспозиции проводятся беседы с группами учащихся и родителей.

Основным в содержании географо-краеведческих выставок должна быть разносторонняя физико-географическая и экономико-географическая характеристика родного края с опорой на общегеографические данные по стране и всему земному шару. Но это не исключает, а предполагает, что отдельные стенды могут быть посвящены истории и современности родного края, боевому и трудовому героизму его людей.

Содержание отдельных стендов или разделов географо-краеведческой выставки может быть таким: «Картины родной природы», «Чем богаты наши места», «Наш край вчера, сегодня, завтра», «Трудом славен человек», «Интересное рядом, в родном краю» и т.д. По мере накопления материалов будет решена задача создания географо-краеведческого музея в школе. В тех школах, где уже созданы такие музеи, учителя географии развертывают на их базе очень интересную и содержательную учебно-воспитательную работу.


Интересное по географии:

Роль факультативов в создании выставок и музеев
Основные виды и способы установки обучающих стендов
Что использовать в оформлении экспозиции
Учебная площадка по географии и её сектора
Что должно присутствовать на учебной площадке
Обозначение на площадке полуденной линии
Кому нужен сектор астрономии

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков