Исследование источников воды и эрозия почвы

В горных местностях и в Заполярье хорошо организовать наблюдения ледников, изучение рельефа окололедниковых местностей. Во многих местах можно изучать следы древнего оледенения по расположению морен, валунов, ледниковых озер. Большой научный и практический интерес представляет изучение вечной мерзлоты, характера снежного покрова.

В нашей стране много различных минеральных источников. Одни из них давно уже известны и активно используются, а другие остаются никому не известными, разве что местные жители знают о них. Развитие сети курортов и санаториев требует новых целебных и минеральных источников в различных зонах страны. Поиск в этом деле может дать многое.

Если предполагается, что найден минеральный источник, то надо обязательно его внимательно обследовать. Многое может объяснить геоморфологическое и геологическое строение местности, в частности, по составу водоносных слоев можно судить о характере минерализации воды источника. Важно установить также, каковы прозрачность, цвет, запах, вкус воды, измерить ее температуру, определить, выделяется ли газ, есть ли отложения, например в виде ржавчины. Интересно, какая растительность около источника и ниже по ручью. Подробное описание открытого источника с зарисовкой или фотоснимком и планом местности надо направить в областное, краевое или республиканское управление курортами и санаториями. Весьма отрадно для юных исследователей получить подтверждение целебных свойств источника.

Эрозия – явление двуликое. Оно полезно тем, что вместе с жизнедеятельностью растений и животных образует почву – это величайшее чудо природы, обладающее ценнейшим свойством плодородия. Но оно и вредно тем, что разрушает тот же почвенный покров, превращая плодородные поля в пустыни. Чтобы убедиться во всем этом, достаточно понаблюдать, как это происходит.

Изучение эрозионных процессов важно и полезно везде, будь то Нечерноземье России или среднеазиатские пустыни, степи Украины или тайга Сибири, побережье Балтийского моря или горы Кавказа. При этом можно приводить замечательные примеры обуздания эрозии путем искусственных насаждений и другими способами. Сотворенное руками человека чудо преобразования

Каменной степи стало уже классическим примером. А разве не достойно восхищения сооружение Каракумского канала, вода которого оживила и закрепила громадные пространства еще недавно безжизненных сыпучих песков. И пусть в меньших масштабах, но школьники могут успешно бороться с эрозией в своей местности. Начинать надо с изучения ее конкретных проявлений по соседству со школой, на угодьях местного совхоза или колхоза.

Проточные воды (дождевые потоки, талые воды) смывают самый плодородный слой почвы, образуют овраги и этим портят ценные поля. В горных местностях проточные и грунтовые воды образуют грязевые и селевые потоки, которые сокрушают все на своем пути. Небольшой ручей может образовать гигантский конус выноса, и в речной долине возникает перехват, который потеснит большую реку. Она же, в свою очередь, начнет бурно размывать противоположный берег, и станут гибнуть огороды, сады, постройки. Иная река так засорит продуктами эрозии свое русло, что возникнут многочисленные перекаты, и станет затруднительно судовождение. А у некоторых рек появляются громадных размеров дельты.

Подземные воды растворяют многие породы, в недрах образуются пустоты. В одних случаях возникают пещеры, а в других – провалы в виде воронок, просадки грунта. Местности, где это случается, называются карстовыми. Они опасны для дорожного, промышленного и гражданского строительства.

В горах и предгорьях, по берегам рек подземные воды порождают оползни. Когда большие участки грунта, скользя по водоносному слою, движутся под уклон, часто гибнут посевы, сады, разрушаются строения.

Но водная эрозия не единственная. По силе и разрушительным последствиям под стать ей ветровая эрозия. Ветер может снести с полей снежный покров, но это еще полбеды. Ветры ураганной силы могут в короткое время содрать веками накопившуюся плодородную почву и унести ее за сотни километров. В местах, где ослабевает сила ветра, размельченная в пыль почва оседает, засыпая плантации, сады, строения, каналы, дороги.


Интересное по географии:

Что нужно для корневой системы растений
Как заинтересовать юных географов
Как систематизировать полученные материалы
Организация факультативных занятий в школах
Проведение факультативного курса по землеведению
Как лучше осуществлять научную работу школьников
Содержание и формы факультативных занятий по географии

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков