Используя карты Северного полушария

Примером еще одного вида спутниковых фотокарт могут быть фотокарты земного шара, которые составляют для оперативного использования, например в службе погоды, посредством электронно-вычислительных машин. Получаемая с искусственных спутников фотоинформация о природном облике земной поверхности, в том числе и атмосферных образованиях, накладывается по заданной программе на картографическую основу. Разумеется, на таких фотокартах изображается естественный вид земной поверхности в данный момент. А съемка производится в инфракрасном (тепловом) диапазоне, чтобы одинаково хорошо были видны как дневная, так и ночная стороны земного шара.

Рассмотрим содержание фотокарт северного и южного полушарий. В центре карт оказались полюса, а внешний обрез совпадает с экватором, параллели и меридианы проведены через каждые десять градусов широты и долготы.

На фотокартах земная поверхность с облачными образованиями изображена такой, какой она была 24 мая 1971 года.

На фотокарте северного полушария зафиксирована серия циклонов. Их центры расположены между 40-й и 50-й параллелями, где они обычно возникают, а развиваются и перемещаются, как правило, с запада на восток. За пределы этой зоны выходят лишь облачные хвосты фронтальных разделов. Здесь хорошо видно, что циклоны с их облачными образованиями не часто бывают в приполярных областях и почти не проникают в тропическую зону. Но в некоторых местах тропиков все же запечатлены облачные вихри тайфунов. Все облачные вихри северного полушария закручиваются против часовой стрелки.

Такая же закономерность расположения облачных вихрей прослеживается и на фотокарте южного полушария. Только здесь они закручиваются по часовой стрелке. А в экваториальной зоне расположена почти сплошная полоса конвективной облачности зоны низкого давления. Она видна несколько севернее экватора, так как в северном полушарии в это время уже кончается весна и наступает лето. В южном же полушарии наступает зима и циклоническая активность несколько слабее.

Наиболее мощные облачные образования на этих фотокартах выглядят особенно светлыми, а низкие облака изображены в серых тонах. Водная поверхность имеет самый темный фон. Это объясняется тем, что в инфракрасных лучах все, что холоднее (например, высокие облака), получается на фотоснимках светлее, а что теплее (например, вода), имеет более темный тон.

Такие фотокарты очень ценны не только для синоптиков, но и для летчиков. Используя их, можно уверенно прогнозировать погоду по заданному маршруту и выбирать оптимальную трассу. Читатель может сам поупражняться в решении таких задач.

В условиях кружковых и факультативных занятий по географии использование космических фотокарт развивает интерес учащихся к углубленному анализу взаимозависимостей различных природных образований. Школьники получают возможность посмотреть на земную поверхность глазами космонавтов, единым взглядом охватить естественный облик громадных пространств и запечатлеть в своем сознании «остановленное мгновение» в жизни Земли. Описание фотоизображений природных образований вырабатывает у учащихся элементарные навыки дешифрирования космических снимков и фотокарт, то есть распознавания природных объектов и явлений по особенностям их фотоизображений. Формирование зрительных образов естественного облика различных деталей земной поверхности и совокупной картины более или менее обширных регионов способствует материалистическому пониманию природы Земли, а выявление особенностей развития тех или иных явлений и процессов является основой диалектического восприятия их сущности.


Интересное по географии:

Важность оборудования для кабинета географии
Как изготовить оборудование и пособия с помощью ребят
Как максимально использовать установленное оборудование
Использование таблиц и пособий в учебной работе
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Изучение природы родного края на уроках географии
Роль факультативов в создании выставок и музеев

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков