Использование таблиц и пособий в учебной работе

Изготовление всевозможных электротренажеров, например электрифицированных карт-экзаменаторов, схем-экзаменаторов, таблиц-экзаменаторов, вполне доступно не только ученическим кружкам, но и отдельным школьникам, умеющим монтировать электроарматуру. Учитель должен лишь предложить продуманную по содержанию схему такого пособия.

В статьях ряда учителей, опубликованных в журнале «География в школе», рассказывается о конкретных решениях конструкций и предлагается несколько вариантов содержания электротренажеров. Все они вполне могут быть изготовлены в условиях любой школы.

Как бы много ни производилось типовых учебно-наглядных пособий и как бы хорошо ни обеспечивались ими школы, но творчески работающие учителя никогда не перестанут изготовлять оригинальные пособия применительно к условиям своей школы. И это вполне понятно, ибо в географии необычайно велика роль умело составленной схемы, удачной зарисовки, выразительного макета, действующей модели, сделанных на основе изучения родного края или творческого решения задачи моделирования и показа какого-либо общепланетарного явления.

Среди имеющихся в продаже табличных пособий нет и не может быть таких, которые бы соответствовали условиям какой-нибудь определенной школы. Поэтому основное внимание в изготовлении самодельных пособий целесообразно сосредоточивать на «своих темах». Доступность и уникальность такого материала делают работу легко выполнимой и интересной. Серия таблиц может быть посвящена, например, теме «План и карта». На одной из них можно оформить план географического кабинета, на второй – план школьной географической площадки, на третьей – план пришкольного участка, а на четвертой – план микрорайона данной школы. Несколько таблиц хорошо использовать для карт своего района или города, своей области. Особый интерес представляют планы маршрутов учебных экскурсий и походов с обозначением всего наиболее интересного.

Если наблюдения погоды в школе ведутся систематически и длительное время, то на основе накопленных данных можно оформить серию таблиц о местных признаках ее изменения. Эта работа может быть выполнена только своими силами, так как в каждой местности действуют особенные условия изменения погоды. А ценность ее совершенно очевидна, и не только для учебной работы, но и для соседних со школой сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Во многих школах делаются таблицы с подвижными деталями (календарь погоды), где надо ежедневно устанавливать подвижные части (круги,' стрелки, полоски) так, чтобы охарактеризовать погоду.

В наше время уметь фотографировать так же необходимо, как уметь читать и писать, а фотоаппарат становится столь же нужной в обыденной жизни вещью, как часы или авторучка. Многие учителя увлекаются фотографией, но нередко их продукция не имеет никакой ценности. А между тем посредством фотографии можно делать много очень ценных наглядных пособий. Рассмотрим для примера некоторые виды из них.


Интересное по географии:

Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Изучение природы родного края на уроках географии
Роль факультативов в создании выставок и музеев
Основные виды и способы установки обучающих стендов
Что использовать в оформлении экспозиции
Учебная площадка по географии и её сектора
Что должно присутствовать на учебной площадке

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков