Использование специальных метеорологических приборов

Школы имеют возможность приобретать три вида самопишущих метеорологических приборов: термографы, барографы и гигрографы. Эти стандартные для метеорологической сети приборы выпускаются в вариантах суточного и недельного периода работы (завода часового механизма). Каждый прибор обеспечивается годичным запасом диаграммных лент и специальными чернилами для пера самописца. Все это надо требовать в комплекте. Особенно важно, чтобы диаграммные ленты соответствовали типу прибора (суточный или недельный). Указания по вопросам использования самопишущих приборов даются в прилагаемых к ним инструкциях.

В школьных условиях лучше использовать метеорологические самописцы для непрерывной записи температуры воздуха, атмосферного давления и влажности воздуха только в периоды наиболее характерных проявлений погоды и во время изучения соответствующих тем. Это обусловит экономное расходование диаграммных лент, и их хватит на много лет. Изготовление самодельных диаграммных лент возможно при условии точного копирования размера горизонтальных строк и вертикальных дуг на бумаге примерно такого же качества, какая используется для печатания стандартных лент. Радиус вертикальных дуг равен около 13,5 мм. Замена суточных лент недельными и наоборот практически невозможна из-за разномасштабности вертикальной разграфки. В крайнем случае вертикальные дуги следует проводить заново по образцу нужной ленты, который можно получить в ближайшей метеорологической станции.

Запись температуры воздуха, атмосферного давления или влажности воздуха на диаграммной ленте имеет форму графика. По вертикали (оси ординат) дана шкала измерения соответствующего показателя, а по горизонтали (оси абсцисс) дано время. Получаемые на самописцах графики относительны, то есть на них можно видеть, когда, в какую сторону и насколько изменялись показатели. Чтобы данные диаграммной ленты стали абсолютными, то есть сравнимыми с показателями соответствующих стандартных приборов (сухого термометра, барометра, гигрометра), надо перед использованием самописцев сверить их с такими приборами. Это можно сделать на ближайшей метеорологической станции или самостоятельно, если в школе есть стандартные приборы. При этом стрелку с пером устанавливают, как рекомендуется в инструкции по использованию самописцев.

Для большей уверенности в правильности пересчета показателей самописцев в абсолютные величины надо периодически, лучше в общепринятые сроки метеорологических наблюдений – 2, 7, 13, 19 часов – на диаграммных лентах делать марки-отметки, как это рекомендуется в инструкциях. Одновременно надо записывать показания стандартных приборов. Сравнение показателей самописцев и приборов позволит вывести поправки к данным самописцев, и это обеспечит более высокую точность абсолютных показателей, которые можно получить с диаграммных лент.


Интересное по географии:

Наблюдения за изменениями атмосферного давления
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Важность наблюдений за изменениями солнечной активности
Интересны наблюдения за полярными сияниями
Фотоснимки с изображением серебристых облаков
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Новые возможности исследования земной поверхности

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков