Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности

Сопоставление космических фотоснимков и фотокарт земной поверхности с географическими картами учебных или справочных атласов способствует формированию умения понимать фотоизображения и создает зрительный образ объективного вида сверху изучаемого объекта или явления. Особенно интересны снимки динамически развивающихся явлений, например таких, как циклон или тайфун. Серии последовательно сделанных снимков позволяют проследить во времени и пространстве весь процесс от его возникновения и исчезновения. Это, в свою очередь, позволяет лучше понять механизм развития процесса и возможные его последствия.

В подготовке школьников к труду в сфере материального производства велико значение умело организованных факультативных занятий по экономической географии. И здесь наиболее эффективной оказывается связь теоретического содержания занятий с конкретными примерами практического хозяйствования. Такие примеры можно получить при внимательном изучении работы местных колхоза или совхоза, мастерской службы быта или жилищно-коммунального хозяйства, промышленного предприятия или транспортной организации.

Об использовании возможностей городских условий в этой работе уже говорилось в главе 2. Здесь рассмотрим примерный подход к изучению школьниками хозяйственной деятельности колхоза в процессе занятий по факультативному курсу «Основы экономики гуманистического сельского хозяйства». После соответствующих теоретических занятий учащиеся, под руководством учителя, разрабатывают план практических занятий по изучению основных экономических характеристик колхоза Есть смысл начать это со встречи с руководителями хозяйства чтобы получить общее представление об экономической оценке территориального положения хозяйства по отношению к транспортным путям и пунктам доставки промышленных изделий и сбыта сельскохозяйственной продукции, о земельных угодьях колхоза и структуре растениеводства и животноводства, о трудовых ресурсах и технических возможностях. Затем надо изучить особенности природно-климатических условий на территории колхоза, в том числе и проявления микроклимата, обусловленные рельефом, лесами, водоемами и другими факторами. Для этого надо воспользоваться данными местной агрометеостанции, накопленными в школе фенологическими и метеорологическими наблюдениями, сведениями, которые можно собрать в беседах со старожилами. Немаловажно изучить особенности традиций и новых процессов в хозяйственной деятельности местного населения. Все это станет исходным материалом в последующей работе.

Анализ структуры всех отраслей растениеводства и животноводства позволяет составить представление о продуктивности и доходности хозяйства. Например, в растениеводстве важно изучить соотношение площадей, занятых под зерновые и технические культуры, овощи и фрукты, кормовые травы, а также организацию севооборота и особенности применения удобрений. В животноводстве изучают состав и породистость скота, соотношение рабочего и продуктивного скота, степень интенсификации производства. И во всем изыскивают возможности специализации колхоза на тех видах сельскохозяйственной продукции, которые наиболее выгодно производить в данных условиях, то есть возможности повышения доходности хозяйства.

В практическом изучении особенностей природных условий и хозяйственной деятельности колхоза школьники могут открыть неиспользуемые возможности. Например, овраги можно превратить в водоемы для разведения рыбы и водоплавающей птицы, незначительные залежи торфа использовать на удобрение полей, защитные посадки делать из фруктово-ягодных деревьев и кустарников, выходы глины, гравия, песка использовать как строительный материал. В хозяйственной деятельности учащиеся могут подметить нерациональные приемы переработки, транспортировки и хранения исходного сырья и готовой продукции и помочь найти лучшие.

Обобщение собираемого материала и его оформление в виде таблиц, схем, диаграмм даст в руки учителя новые учебные пособия. Они будут отличаться конкретностью содержания хорошо знакомого учащимся местного материала и потому возымеют большое учебно-воспитательное воздействие.

Примеров увлекающего школьников и интересного по научному содержанию построения факультативных занятий можно было бы провести гораздо больше, но и приведенных достаточно, чтобы почувствовать громадные возможности этой формы учебно-воспитательной работы. Отметим лишь в заключение, что высокий уровень научного содержания факультативных занятий дает педагогу действенные возможности мировоззренческого воспитания школьников, формирования у них осознанного восприятия диалектико-материалистического понимания природы и жизнедеятельности человеческого общества.


Интересное по географии:

Новые возможности исследования земной поверхности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Исследования облачности в разных широтах
Как выглядит Земля на космических снимках
Как движется холодный и тёплый воздух вдоль земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Изучение снимков земной поверхности в умеренных широтах

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков