Формы работы географических кружков

Основной задачей массовой научно-просветительной работы является распространение научных географических знаний среди возможно большего количества школьников, их родителей и всего населения прилегающего к школе района. Этим и обусловливается выбор форм и методов подготовки и проведения каждого мероприятия. Каждое из них должно быть привлекательным по содержанию и достаточно интересным по оформлению.

Поначалу учитель развертывает работу своими силами, но старается поскорее привлечь себе в помощники некоторых школьников. Можно начать с проведения лекции на какую-либо интересную для учащихся тему. Выбор может быть сделан на уроках географии по восприятию учащимися изучаемого материала. Привлекает всеобщее внимание, например, лекция об успехах и перспективах географических исследований, интересен рассказ о достижениях в изучении Арктики и Антарктики, о роли географов в разработке планов освоения новых районов с их несметными природными ресурсами.

Подготовке к первой лекции надо уделить самое серьезное внимание, познакомиться с последними публикациями по теме продумать использование иллюстративного материала, недостаток которого надо восполнить новыми карто-схемами, диаграммами, графиками, монтажами материалов периодической печати. Иллюстрировать лекцию можно и диапозитивами, фрагментами диафильмов. В последнее время в продаже появляется все больше аудиовизуальных пособий, и не только учебных, но и популярных по самым разнообразным темам. Перечни таких пособий публикуют в специальных каталогах и справочниках, а сами пособия можно приобрести в магазинах книготорга, культтоваров или в специализированных магазинах «Диафото», «Учебные пособия».

Лекцию лучше подготовить в вариантах для учащихся среднего и старшего возраста и прочитать ее раздельно для каждой из групп. После лекции уместно сделать информацию об имеющихся в школьной библиотеке книгах по затронутым вопросам, чтобы заинтересовавшиеся ими учащиеся могли самостоятельно пополнить свои знания.

От первой эпизодической лекции возможно скорее надо переходить к организации в школе географического лектория. Его тематика определяется задачами гуманистического воспитания с учетом реальных возможностей, например подготовки и творческих интересов учителя. Циклы лекций могут быть посвящены темам: «По республикам России», «Природные богатства нашей Родины», «География пятилетнего плана», «По странам и континентам» и т.д.

Если в школе есть подходящее помещение и кинопроекционная аппаратура, то лучше организовать географический кинолекторий. В таком случае учитель говорит вступительное слово перед демонстрацией фильма и при необходимости комментирует его содержание. В заключение учитель делает дополнительные пояснения и отвечает на возникшие у школьников вопросы.

Кинолекторий как форма пропаганды географических знаний пользуется повышенным вниманием людей всех возрастов и профессий. Об этом свидетельствует опыт телевизионных передач «Клуб кинопутешествий», «В мире животных». Поэтому географический кинолекторий можно вести в школе не только для учащихся, но и для населения с использованием возможностей районных фильмотек при отделах народного образования и баз кинопроката. По каталогам учебных, научно-популярных и хроникально-документальных кинофильмов нетрудно подобрать нужные картины по тематике школьного географического кинолектория.

Если же в школе нет возможности создать кинолекторий, скажем из-за отсутствия проекционной аппаратуры или невозможности приспособить соответствующее помещение, то целесообразно объединить все силы и возможности школы и местного клуба или Дома культуры. Такое объединение превращается в хорошее содружество в благородном деле пропаганды научных географических знаний среди населения. Для школьников же в этом случае организуется обособленный кинолекторий, тематика которого должна соответствовать направленности учебно-воспитательной работы.


Интересное по географии:

Просмотр и обсуждение научно – популярных фильмов
Подготовка учителя и учащихся к занятиям
Воспитательное значение встреч и выставок
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Использование литературы в изучении географии
Проведение бесед с использованием периодических изданий
Читательские конференции и обмен мнениями

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков