Экскурсии на предприятия и наблюдения за производственной деятельностью

За последнюю пятилетку в районе на жилищное строительство было израсходовано 148 млн. рублей, на культурно-бытовое строительство – 35 млн. рублей. Строительство кинотеатра, в котором бывают школьники, обошлось государству в 293 тыс. рублей. Приводя эти данные, сообщая, сколько стоит поддержание в должном порядке соседнего со школой сквера, установка и обслуживание телефонов-автоматов и т.д., учитель призывает ребят ценить и беречь общенародное добро, и этот призыв доходит до их сознания.

На территории района 30 промышленных предприятий, на которых работает около 100 тыс. человек. Труженики района досрочно выполнили государственное задание по выпуску нужной народному хозяйству продукции и за пять лет выпустили сверх плана различных изделий на 235 млн. рублей. О работе отдельных предприятий много интересного узнают школьники из рассказов руководителей и передовиков производства на встречах, которые организуются географическим кружком. Специалисты сообщают ребятам об экономических результатах борьбы за технический прогресс, повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, о достигнутых успехах и еще не решенных задачах.

Более наглядно школьники знакомятся с производственной деятельностью предприятий во время экскурсий. Учащиеся не только видят современную технику и самые совершенные технологические процессы, но и получают обстоятельные ответы рабочих на свои вопросы о специфике труда отдельных специалистов, об экономической эффективности производства. Итоги таких экскурсий подводятся на занятиях кружка, где систематизируют и изучают собранный материал. И невольно заходит разговор о преимуществах гуманистических производственных отношений, об особенностях работы в условиях научно-технического прогресса и экономической реформы. Высказывания по этим вопросам подкрепляют конкретными примерами.

Большое впечатление на учащихся произвели, например, следующие показатели работы завода «Динамо», расположенного по соседству со школой. Производительность труда рабочих на этом предприятии возросла за истекшую пятилетку до 150%, а число работающих уменьшилось до 85%. Прибыль завода за это же время удвоилась. Все это было достигнуто не только за счет освоения новой техники и улучшения организации труда, но и за счет массового участия рабочих и инженеров в изобретательстве и рационализации. Каждый третий динамовец является изобретателем или рационализатором. Только от внедрения рационализаторских предложений завод получил более 5,5 млн. рублей экономии.

Само собою разумеется, что учащихся – членов географического кружка особенно интересуют экономико-географические данные о деятельности предприятия. Источники получения сырья, межпроизводственные связи, география сбыта продукции – все это становится предметом изучения.

Приведенные примеры содержания и методики кружковой работы по географии вкладываются в сложившуюся систему учебно-воспитательной работы школ, которая проводится в течение учебного года. Но кружковая работа может продолжаться и в каникулярное время без учителя. Руководить кружками в городских, загородных и сельских детских лагерях могут подготовленные к этому кружковцы-старшеклассники. Ребята вполне ответственно относятся к порученному им делу и способны провести занятия не только с учащимися меньшего возраста, но и со своими сверстниками. А во время отдыха можно проводить кружковые занятия по программе, рассчитанной на 3 – 4 недели. Ведь лагеря, как правило, располагаются в самых живописных местах: на берегах рек, озер и морей, в лесах и горах. А время пребывания в них городских детей – это счастливая для них пора общения с природой.


Интересное по географии:

Наблюдения за течением и изменениями погоды
Организация работы в детском лагере
Снаряжение похода и задачи работы
Подготовка и распределение обязанностей в походе
Как определить объекты и пути следования
Как правильно определить направление на местности
Как определить скорость течения реки с помощью поплавка

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков