Что нужно для корневой системы растений

Ветер приводит в движение громадные массы песка. В одних местах происходит развеивание пыли, а в других – ее оседание и накопление; так и образуется лесс.

К водной и ветровой эрозии надо добавить еще физическую, химическую, биологическую. Горные породы разрушаются под воздействием резких перемен температуры, проникающей в трещины воды, от корневой системы растений. Растворяющее действие дождевой воды и окислительные процессы, возникающие в породах при их взаимодействии с кислородом воздуха, также действуют разрушительно.

Изучение конкретных форм эрозии в данной местности – это едва ли не самая важная часть программы юных географов. Но мало наблюдать, как вода смывает почву и, образовывая овраги, губит поля. Надо помочь работникам сельского хозяйства своевременно обратить внимание на возникающую опасность и практически предотвратить эту опасность.

На пути только что возникающего оврага надо соорудить преграды в виде плетня и посадить быстрорастущие кустарники и деревья. Склоны уже возникших оврагов также надо укрепить посадками. Это остановит дальнейшее разрастание оврагов.

Мало наблюдать пыльные бури и слушать рассказы об уничтожении ураганными ветрами обширных площадей посевов. Надо помочь местному населению в посадках лесозащитных полос, в уходе за саженцами. Ветер сушит молодые растения, и нужны заботливые руки, чтобы эти растения окрепли. Когда же они поднимутся над полем лесозащитной полосой, зеленым валом, то ветер будет терять в них свою силу и сухость. Почва будет защищена от выдувания, а посевы – от суховея.

Изучать почву – это значит определить ее механический состав, структурность, окраску, развитие корневой системы растений, строение почвенного профиля. Чтобы сделать все это, надо найти наиболее типичный для данного места участок с ненарушенным почвенным покровом. На нем вырыть яму длиной около двух метров, шириной около метра и глубиной около полутора метров. С одной короткой стороны следует сделать несколько ступенек. По противоположной короткой стороне, которая остается вертикальной, изучается строение почвенного профиля и почва на различной глубине от поверхности. Разумеется, если поблизости окажется свежий обрыв с удобным подходом к нему, то всю работу можно провести на нем.

Прежде чем приступить к изучению почвы, надо установить связь с местным агрономом. Он многое посоветует, подскажет и объяснит, какую помощь в уточнении почвенной карты могут оказать юные исследователи. Во всяком случае, все места, где будут определены основные характеристики почвы, должны быть нанесены на план. .

Особенно большой интерес представляет выявление участков засоления почвы. Важно изучить и особенности образования такыров. При этом обращают внимание на характер трещиноватости и толщину поверхностного слоя, на структуру подлежащего грунта.


Интересное по географии:

Как заинтересовать юных географов
Как систематизировать полученные материалы
Организация факультативных занятий в школах
Проведение факультативного курса по землеведению
Как лучше осуществлять научную работу школьников
Содержание и формы факультативных занятий по географии
Использование специальных метеорологических приборов

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков