Что должно присутствовать на учебной площадке

На наблюдательной вышке устанавливается следующее оборудование: металлический стержень, фиксирующий верхним концом центр армиллярной сферы; столбы для переносных приборов (телескоп, теодолит и др.); метеорологическая будка; осадкомер; флюгер Вильда. Расстояния между приборами и высота подставок к ним в этом случае могут быть уменьшены до предельно допустимых размеров. При наблюдательной вышке должно быть помещение для хранения переносных приборов, в котором устанавливается розетка и электролампочка.

Другие варианты комплексной площадки описаны в книге Н. К. Семакина «Комплексная учебная площадка средней школы» (М., Просвещение, 1972).

Создание комплексной учебной площадки начинается с выбора места для ее сооружения. При этом, учитывая специфику астрономических и метеорологических наблюдений, необходимо руководствоваться следующими соображениями.

Во-первых, с избранного места наилучшим образом должны обозреваться небо и горизонт. Это значит, что по соседству не должно быть высоких деревьев или сооружений, которые бы закрывали часть неба, особенно южную сторону.

Во-вторых, предпочтение отдается месту, которое меньше всего подвержено сотрясениям, вызываемым, например, городским транспортом, и ночному освещению со стороны соседних домов или уличных фонарей.

На школьном здании наблюдательную вышку располагать лучше с южной стороны или выше всех надстроек крыши. Учитывая, что на высоте крыши воздух движется свободно, флюгер здесь следует устанавливать на мачте высотой всего лишь 3 – 5 м, а осадкомер и метеорологическую будку – на подставках высотой 1,25 – 1,4 м.

Надо позаботиться об электроосвещении и электропитании приборов в павильоне телескопа и на открытой площадке. Разумеется, что по периметру наблюдательной площадки устанавливается надежное металлическое или деревянное ограждение.

Важно организовать коллектив учащихся – строителей площадки и создать благоприятное общественное мнение вокруг этой работы. Тому и другому способствует выпуск специальной стенгазеты с описанием проекта площадки.

На избранном для сооружения площадки месте надо определить и начертить полуденную линию (географический меридиан, проходящий через определенную точку земной поверхности). Для этого берется переносный гномон и устанавливается в предполагаемом центре площадки.

Переносный гномон представляет собой квадратную пластинку, сделанную из многослойной фанеры или другого материала, со стороной 500 мм. По ее углам устанавливаются регулировочные винты, а в центре конический стерженек. Он строго перпендикулярен пластинке и по высоте равен 100 мм. Предварительно из центра пластинки проводятся окружности, радиус которых последовательно увеличивается на 5 или 10 мм, начиная с 50 мм и кончая 250 мм.

Устанавливается переносный гномон на ровной площадке с нерыхлой поверхностью или на подложенных кирпичах. Посредством уровня и регулировочных винтов пластинке придается горизонтальное положение. Во время работы надо постараться обеспечить неприкосновенность прибора. Начинается эта работа в погожий день часов в 10 – 11. Остро заточенным черным карандашом (если пластинка гномона окрашена в белый цвет) осторожно отмечаются точки, в которых кончик тени стерженька касается окружностей.


Интересное по географии:

Обозначение на площадке полуденной линии
Кому нужен сектор астрономии
Организация наблюдений за показаниями приборов на площадке
Проведение практических занятий на географической площадке
Установка и работа некоторых приборов
Как смастерить стержень для флюгера
Как устанавливают приборы для определения осадков

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков