Читательские конференции и обмен мнениями

Обмен мнениями о книгах, посвященных освоению нефтяных богатств Западной Сибири, можно проиллюстрировать фрагментами из кинофильмов: «Сибирские горизонты» (киноповествование об открытии нефтяных богатств Сибири). Научно-популярный, черно-белый, в 2 частях; «Тюменский меридиан» (об освоении нефтяных богатств Тюменского края). Документальный, черно-белый, в 5 частях; «Сокровища Самотлора» (о нефтяных богатствах «мертвого озера»). Научно-популярный, черно-белый, в 2 частях; «Горячий горизонт» (о разведке нефти и газа на полуострове Ямал). Документальный, черно-белый, в 1 части; «Костры Стрижевого» (о строительстве города Нефтяников в Томской области). Документальный, черно-белый, в 2 частях. Героический труд первопроходцев-буровиков в этом суровом крае хорошо показан в кинофильмах: «Командировка на 65-ю параллель» (кинорассказ о буровиках-нефтяниках). Научно-популярный, черно-белый, в 2 частях; «Шаг второй» (о буднях буровиков в Тюменском Заполярье). Документальный, черно-белый, в 2 частях.

Читательские конференции, посвященные книгам о формировании новых экономических районов, будут значительно оживлены, если на них показать кинофильмы: «Сугубо энергично» (о современной разработке Курской магнитной аномалии). Документальный, черно-белый, в 2 частях; «Жаркое лето Мангышлака» (о становлении одного из нефтедобывающих районов). Документальный, черно-белый, в 5 частях; «Саянский дневник» (о создании Саянского промышленного комплекса). Документальный, цветной, в 2 частях; «Тургайские горизонты» (о строительстве металлургического завода в Рудном). Документальный, черно-белый, в 2 частях. Об отдельных предприятиях индустрии рассказывается в фильмах: «Тольятти – автоград» (о молодом, быстро растущем городе автомобилестроителей). Документальный, цветной, в I части; «Есть на Волге завод» (об одном из первенцев индустриализации – Волгоградском тракторном заводе). Документальный, черно-белый, в 2 частях; «Человек и его корабли» (кино-рассказ о корабелах). Документальный, черно-белый, в 2 частях.

Подобным образом можно проиллюстрировать содержание любой темы, по которой пожелают обменяться мнениями юные читатели. И эта наглядная связь книги с жизнью увеличит притяжение школьников к чтению географической литературы. Создание атмосферы уважительного отношения к книге – это долг учителя. Только систематическая работа по руководству чтением учащихся может сделать эту форму занятий высокоэффективной составной частью всей учебно-воспитательной работы школы.

Школьникам особенно присуще желание помериться своими возможностями со сверстниками в той или иной форме соревнования. Это используют учителя при организации конкурсов письменных работ (сочинений, рефератов), фотоснимков, рисунков. Красиво оформленные выставки конкурсных работ привлекают всеобщее внимание, а для участников конкурсов это является хорошим поощрением. Но более распространены В паше время географические олимпиады, которые проводятся в пределах отдельных школ, а также в районах и городах. Их содержание определяется с учетом местных условий и актуальности тех или иных вопросов.

Составной частью массовой работы по географии является и организация службы дежурных карт, календарей знаменательных дат. Но если календари могут быть общими для учащихся всех возрастов, то карты лучше вести раздельно по каждой параллели классов, так как интересное и нужное учащимся V – VI классов представляется уже тривиальным восьми-десятиклассникам, а интересное последним – непонятно первым. Необходимо заботиться не только о содержании информации карт и календарей, но и об иллюстрировании текста. Таковыми становятся вырезки из иллюстрированных периодических изданий, открытки, рисунки учащихся. Кстати заметим, что работа по сбору, систематизации и использованию материалов периодической печати становится все более важной во внеклассной работе по географии. В условиях нарастающего потока информации надо искать способы удобного хранения и применения собираемых материалов. Опыт показывает, что лучше всего учителю организовать тематические папки или картотечные ящики большого формата, в которые можно было бы раскладывать материал в определенной системе, скажем по темам школьного курса географии. Так удобнее использовать его и во внеклассной работе, и при подготовке к урокам.

Постоянно быть в курсе всего, что делается в русской и мировой географической науке учителю помогут реферативные журналы по изучаемым в школе отраслях географии. Подписка на такие журналы производится повсеместно без ограничений, а подписная цена невелика. В реферативных журналах помещается информация обо всех исследованиях, результаты которых публикуются в любой из стран мира. Менее полную информацию о географических публикациях можно получить из библиографических разделов журналов «География в школе», «Природа», «Земля и Вселенная», а также из ежегодников «Земля и люди», «Человек и стихия» и некоторых других изданий.


Интересное по географии:

Организация занятий географического кружка
Велика воспитательная роль кружковых занятий
Организация систематических наблюдений с помощью солнечных часов
Наблюдения кружковцев за поведением животных и жизнью растений
Работа по подготовке школьников к активному труду
Экскурсии на предприятия и наблюдения за производственной деятельностью
Наблюдения за течением и изменениями погоды

Содержание
Какие научно-популярные фильмы можно использовать
Читательские конференции и обмен мнениями
Организация занятий географического кружка
Наблюдения за течением и изменениями погоды
Снаряжение похода и задачи работы
Как правильно определить направление на местности
Организация факультативных занятий в школах
Изучение солнечной активности на земной поверхности
Использование полученных знаний в хозяйственной деятельности
Изменения атмосферного давления и облачности земной поверхности
Структура циклона и направление движения
Как выглядит растительность на фотографиях
Как определить зоны облачности по снимкам
Важность оборудования для кабинета географии
Снимки для диапозитивов – один из видов наглядных пособий
Учебная площадка по географии и её сектора
Как устанавливают приборы для определения осадков